Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный компетентностный подход к качеству образования предполагает не только существенный пересмотр содержания образования и методов обучения, но и материалов контрольно-оценочных процедур. В содержании образовании, ориентированном на результат одним из основополагающих факторов является способность образовательного учреждения подготовить соответствующие компетентностному подходу системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся.
Проблема измеримости оценки результативности обучения на сегодняшний день является одной из самых важных в рамках педагогической теории и практики; это свидетельствует о том, что образовательное учреждение должно обеспечить современную систему контроля качества образовательного процесса, включающую в себя совокупность средств и технологий, способствующих эффективности и результативности процесса обучения.
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1.1. Сущность понятия «контрольно-оценочный материал»
С целью раскрытия более детального содержания понятия «контрольно-оценочный материал», в первую очередь, необходимо рассмотреть по отдельности составляющие понятия, а именно – «контроль» и «оценка».
Понятие «контроль» (от фр. contrôle, contrerôle – список, ведущийся в двух экземплярах), в широком смысле, обычно подразумевает под собой проверку чего-либо, например проверку выполнения приказов, планов, законов или каких-либо решений [10, С. 116].
В современном цифровом и кибернетическом мире, например, понятие «контроль» предполагает принцип обратной связи, которая является характерной отличительной чертой в процессе работы и управления саморегулирующейся системой. Управление тем или иным процессом предусматривает осуществление контроля результатов, т.е. определенного системного набора с целью проведения проверки эффективности функционирования [8, С. 54].
С точки зрения психологии понятие «контроль» может быть рассмотрено как крайняя необходимость и один из основополагающих факторов для корректного и эффективного протекания образовательного процесса, что обусловлено тем, что абсолютно каждый из участников педагогического процесса неизбежно в той или иной мере потеряет рычаги воздействия и тотального управления своей деятельностью, если не будет получать хотя бы минимальной информации о ее промежуточных результатах [4, С. 96-97].
В образовательном процессе, одним из основных определений понятия «контроль» является наблюдение за протеканием процесса усвоения обучающихся новых знаний, умений и навыков; в данном случае контроль призван обеспечивать установление и получение обратной связи, т.е. сбор и анализ результатов в ходе обучения. В данном случае, обратная связь, в свою очередь, является основанием для внесения необходимых корректировок в запланированный образовательный процесс, с целью его содержательного совершенствования, подбора подходящих методов и форм организации, с целью управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и повышения уровня ее результативности и эффективности процесса обучения в целом [9, С. 211].
Что же касается другого составляющего понятия «оценка, например, в энциклопедическом словаре существует определение ее как способа и результата, являющимися подтверждением и показателем на соответствие/несоответствие получаемых/полученных знаний, умений и навыков обучающихся целям и задачам образовательного процесса в целом [10, С. 120].
Понятие «оценка» может быть рассмотрено с различных точек зрения и позиций в различных процессах и науках, например, различные авторы рассматривают понятие «оценка» следующим образом [2, С. 38]:
как процесс (Ш.А. Амонашвили),
как действие (А.А. Вегнер),
как деятельность (С.П. Безносов),
как совокупность специальных умений (Л.И. Мнацаканян),
как функцию (К.К. Платонов).
Так, например, по мнению Л.А. Григоровича, самое необходимое условие и основание контроля – наличие норм, так как именно с ними сравниваются фактические результаты.
1.2. Функции различных контрольно-оценочных материалов
Целью использования контрольно-оценочных материалов является управление образовательным процессом на основе анализа эффективности усвоения учебного материала и качества знаний и умений обучающихся. Так как контроль выполняет диагностическую, обучающую и воспитательную функции, а оценка – диагностическую, воспитательную, мотивационную и информационную функции, то, следовательно, контрольно-оценочный материал служит основным средством для реализации этих функций.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, были выделены показатели корректного функционирования и эффективности подобранных контрольно-оценочных материалов [8, С. 38-45]:
Валидность содержательная – характеристика контрольно-оценочных материалов, выражающая показатель охвата материалов той области знания, подготовленность в которой этот материал оценивает. Это четкая и ясная постановка вопроса (условия) в объеме освоенных знаний и умений в пределах данной дисциплины или профессионального модуля.
Надежность, показатель точности и устойчивости результатов измерения с помощью контрольно-оценочных материалов при его многократном применении. Характеризует степень адекватности отражения материалами соответствующей генеральной совокупности условий. Это вероятность получения одними и теми же испытуемыми по одному и тому же контрольно-оценочному материалу тех же самых результатов в различных ситуациях контролирования.
1.3. Виды контрольно-оценочных материалов
Контрольно-оценочная деятельность основной компонент деятельности педагога, причем компонент традиционный (используемая нами балльная система оценки ученической работы зародилась в немецких схоластических школах), ему обучают при получении специальности – преподаватель [3, С. 53].
Виды контроля и оценочные средства являются инструментом доказательства сформированности компетенций. Под оценочными средствами понимаются различные подвиды контроля, которые включают в себя конкретные контрольные задания и описание процедур их применения. Наиболее валидная процедура оценивания предполагает сочетание количественных и качественных методик. К основным видам контроля относятся устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки – ИТСО), инновационные оценочные средства (ИОС).
На сегодняшний день, существует большое количество видов контрольно-оценочных материалов, рассмотрим наиболее распространенные из них [11, 41-47]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анашкина И.В. Виды учебно-методических пособий: методическое пособие / И.В. Анашкина. – Тамбов: Издательство ООО Орион, 2019. – 19 с.
2. Варданян М.Р. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие / М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2017. – 188 с.
3. Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие / А.Я. Варламова, П.В. Кирилов. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2016. – 76 с.
4. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс / О.Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2018. – 256 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.html
6. Кеннеди Д. Написание и использование результатов обучения: практическое руководство / Сравнительный анализ опыта разработки компетентностно-ориентированных образовательных программ в вузах Российской Федерации и ведущих европейских стран (в контексте Болонского процесса). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_result_obucheniya.pdf
7. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов-н / Д.: Феникс, 2018. – 474 с.
8. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 218 с.
9. Подласый И.П. Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017. —463 с.
10. Сластенин, А. С. Педагогика. / А.С. Сластенин. – М.: Интерра, 2014. – 189 с.
11. Смирнова, Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике / Н.А. Смирнова. – Псков: ПГПИ, 2018. – 124 с.
12. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М. : Издат. центр «Академия», 2015. – 160 с.